Новости

Элементы ментальной арифметики в ОД дошкольников

Ментальная арифметика — это система быстрого счета в уме. Методика позволяет делать вычисления с десятизначными числами за короткое время и без опоры на ручку и бумагу.

В классической математике сначала осваивают предметный счет: дети загибают пальчики, пересчитывают кубики, машинки, пользуются счетными палочками.

Когда ребенку, например, для сложения чисел 3 и 2 уже физически не нужны условные три яблока и две груши и у него есть большой опыт предметного счета, где в сумме двойка и тройка всегда дают пять, переходят к абстрактным величинам. Теперь для совершения математических действий приходится опираться на состав числа, подключая логику и память. В голове не представишь 123 яблока и 43 груши — нужно манипулировать символами. И чем больше число, тем сложнее.

В ментальной арифметике есть помощник, которого, в отличие от большого количества предметов, всегда можно визуализировать. Он называется «абакус» — иначе говоря, это счеты. Сначала человек считает на абакусе, а со временем от него отказывается и выполняет нужное действие на воображаемых счетах, представляя их себе. Освоение ментального счета начинают с простого — сложения и вычитания. Потом переходят к умножению, делению, осваивают действия с дробями, корнями.

Способы решения задачи тоже отличаются. Для вычисления классическим способом нужно четко знать алгоритмы. В противном случае ошибка в последовательности действий неизбежно приводит к неверному результату.

В ментальной арифметике можно использовать разные подходы к поиску верного ответа и решать задачу нетрадиционным способом. Это, в свою очередь, улучшает гибкость мышления.

Кроме того, считая в уме, человек визуализирует задание, запоминает много данных. Поэтому во время обучения ментальной арифметике развиваются оба полушария головного мозга.

Вот какие еще плюсы есть у ментальной арифметики:

  • возрастает скорость усвоения и обработки информации, а также устного счета;
  • повышается усидчивость и концентрация;
  • улучшается память, в том числе зрительная;
  • развивается мелкая моторика — этому способствует работа на абакусе;
  • включается образное мышление, которое позволяет удерживать образ инструмента для счета в голове.